Тротуарная плитка

Каждой исторической эпохе был присущ свой способ укладки дорожек. К примеру, в эпоху Возрождения дорожки мостили булыжником. В Англии в XIX веке тропинки посыпали галькой. На Востоке дорожки делали из плоских больших камней, утопленных в землю.

В настоящее время наиболее распространенным покрытием дорожек является тротуарная плитка. Существует два вида тротуарной плитки, которые отличаются друг от друга методом производства: вибропрессование и вибролитье. В первом случае смешивают песок, цемент, краситель и пластификатор – вещество, которое скрепляет все эти компоненты между собой. Влажную массу тщательно перемешивают и прессуют в определенную форму. После этого почти готовая плитка обязательно должна хорошо высохнуть.

Вибролитьевая плитка получается из жидкой бетонной массы, которую заливают в формы, где она и затвердевает.

Оба метода позволяют получить бетонную плитку с низкой пористостью благодаря малому содержанию воды в бетонной смеси и обеспечению плотной укладки бетонной смеси с применением механических воздействий (вибрирование или вибропрессование). Какого-либо принципиального преимущества у каждого из этих методов нет. Однако обеспечение гарантированного качества продукции легче достигается при использовании вибролитьевого метода с применением смесей с пластифицирующими добавками. Кроме того технология вибролитья позволяет получить тротуарную плитку с большим набобром рельефных рисунков.

Hа сегодняшний день тротуарную плитку методом вибролитья в пластиковых формах производят более чем в ста городах России. Количество производителей стремительно растет, так как для того чтобы начать производство, нужно совсем немного: помещение площадью 100-300 м2, трехфазное электроснабжение, одна-две бетономешалки, один-два формовочных стола, распалубочный стол и комплект пластиковых форм. Всего этого будет достаточно, чтобы производить фигурную брусчатку, квадратные плиты различной толщины, фасадную плитку под натуральный камень и т. д.

К тротуарной плитке предъявляются жесткие требования по морозостойкости (не менее 200 циклов замораживания и оттаивания), прочности (не менее 30 МПа), водопоглощению (не более 5%) и истираемости (не более 0,7 г/см2). Поэтому создание материала требуемого качества начинают с подбора необходимых качественных материалов.

Для приготовления бетона обычно используют портландцемент М 500. В качестве мелкого заполнителя следует применять строительные пески с модулем крупности не ниже 2, а в качестве крупного заполнителя следует использовать щебень из магматических горных пород (например, гранитный) фракции 5-10 мм.

Для повышения морозостойкости, прочности и улучшения технологических свойств бетона в бетонную смесь следует вводить комплексную добавку, содержащую пластифицирующий компонент (С-3 или ЛСТ) совместно с воздухововлекающим или гидрофобизующим (СНВ или ГКЖ) компонентом.

Изготовление цветного декоративного бетона невозможно без применения пигментов. Пигменты должны быть устойчивы к щелочной среде твердеющего цементного вяжущего; кроме того, они должны быть свето – и атмосферостойкими. Пигменты не должны растворяться в воде затворения. Этим требованиям лучше других отвечают неорганические оксидные пигменты. С помощью таких пигментов можно получить практически любой тон, и, в первую очередь, приглушенную цветовую гамму, которая свойственна природе. Добиться получения чистого цвета, например желтого или голубого, можно используя белый цемент.

Следует отметить, что излишнее увеличение тонкодисперсной фракции в виде пигментов может привести к ухудшению качеств бетона (снижению прочности, морозостойкости и т. д.). Цвет бетона зависит также и от соотношения воды и цемента, а также от количества цемента в бетоне. При твердении бетона избыток воды испаряется и оставляет в бетоне мелкие поры, которые рассеивают свет и “просветляют” бетон. Чем выше В/Ц, тем светлее кажется бетон. Поэтому при производстве плитки методом вибропрессования (с очень низким В/Ц), невозможно получить бетон насыщенных цветов.

Для повышения долговечности бетона, его износоустойчивости и сопротивления удару в бетон можно добавлять полипропиленовые, полиамидные или стеклянные щелочестойкие волокна длиной 5:20 мм и диаметром 5:50 мкм в количестве 0,7:1,0 кг на 1 м3 бетона. Волокна, обладающие хорошей дисперсией, образуют в бетоне трехмерную решетку, которая значительно повышает силы сцепления.

Многие отечественные фирмы выпускают тротуарную плитку с использованием передовых зарубежных технологий.

По немецкой технологии “Knauer” выпускаются прямоугольные, шестигранные и фигурные изделия различных цветов – красного, серого, зеленого, коричневого с высокими техническими параметрами: прочностью 500 кг/см2, истираемостью 0,3-0,5 г/см2 и морозостойкостью 300-350 циклов. Такая плитка длительное время выдерживает резкие колебания температур, – жаркое солнце, дождь и сырость, высокую интенсивность нагрузок.

Бетонную одежду для мостовых и тротуаров предлагают иностранные фирмы. Финские плитки “Kolor Kivi” самых разнообразных фирм и пяти вариантов цветов имеют прочность до 400 кг/см2, истираемость – 0,52 г/см2 и морозостойкость – 250 циклов, они обладают повышенной стойкостью к воздействию агрессивных сред. Кроме улиц и тротуаров, такие плитки можно использовать на автозаправках и автостоянках.

Тротуарная плитка – технологичный материал, позволяющий производить укладку дорожек и площадок любых размеров и конфигураций. Укладка плитки по песчаному основанию придает покрытию множество преимуществ по сравнению со сплошным асфальтобетонным покрытием:

- на поверхности такого покрытия не образуются лужи, так как вода свободно уходит через зазоры между плитками;

- плиточное покрытие не нарушает естественную потребность зеленых насаждений в водо – и газообмене, что благоприятно сказывается на экологии окружающего пространства;

- при необходимости проведения ремонтных работ (например, прокладка подземных коммуникаций) тротуарную плитку можно легко снять, провести необходимые работы и уложить снова;

- в летнее время нагрев покрытия из плитки значительно меньше, чем из темного асфальта; при этом плиточное покрытие не размягчается и не выделяет летучих продуктов.

Наряду с тротуарной плиткой и монолитными бетонными покрытиями, имитирующими естественный камень, для мощения тротуаров и пешеходных дорожек применяется клинкерный кирпич. Высокая прочность и шероховатость поверхности позволяют с успехом использовать его для этих целей.

И в заключение приведем основные этапы монтажа тротуарной плитки:

- убирается грунт и в выемку помещается “подушка” из слоя гравия или щебня. “Подушка” уплотняется с помощью воды и выравнивается;

- поверх этого слоя равномерно рассыпается песок, участок разравнивается;

- в соответствии с выбранным вариантом рисунка укладывается плитка. При стыковке плиток друг к другу оставляется небольшой зазор;

- швы между плиткой заполняются сухим песком;

- по краю площадки мощения устанавливается и закрепляется бордюрный камень.


Оставить комментарий